Blender Foundation

Blender Foundation: Двигатель открытого творчества

Blender Foundation — некоммерческая организация, стоящая за разработкой Blender, популярного открытого 3D-редактора. С 2002 года фонд продвигает свободный доступ к инструментам для создания 3D-графики, анимации и визуальных эффектов, объединяя сообщество художников, разработчиков и энтузиастов.

История: От кризиса к революции

1998–2002: Зарождение Blender
Программа Blender была создана в 1998 году голландским разработчиком Тоном Росендалом (Ton Roosendaal) как внутренний инструмент его студии NeoGeo. В 2001 году компания обанкротилась, но Росендал не сдался. В 2002 году он запустил краудфандинговую кампанию «Free Blender», собрал €100 тыс. и выкупил исходный код, сделав Blender открытым под лицензией GPL. Это стало поворотным моментом в истории цифрового творчества.

Команда: Сообщество как основа

  • Blender Institute
    Штаб-квартира фонда расположена в Амстердаме. Здесь работает небольшая команда разработчиков, менеджеров и художников. Ключевые фигуры:

    • Тон Росендал — основатель и идейный вдохновитель.

    • Пабло Васкес (Pablo Vazquez) — ведущий разработчик интерфейса.

    • Франческо Сидоли (Francesco Siddi) — CEO фонда с 2021 года.

  • Глобальное сообщество
    Разработка Blender поддерживается тысячами волонтёров, компаний (например, Epic Games, NVIDIA, AMD) и грантами (в 2020 году фонд получил €1.2 млн от Epic Games).

Ключевые проекты

  1. Открытые фильмы
    Каждый проект служит тестом для новых функций Blender:

    • Elephant’s Dream (2006) — первый фильм, созданный полностью в Blender.

    • Big Buck Bunny (2008) — тест на рендеринг меха и природы.

    • Sintel (2010) — эксперименты с драматичной анимацией.

    • Spring (2019) — использование технологий реального времени (EEVEE).

    • Charge (2024) — грядущий проект с упором на AI-инструменты.

  2. Blender Cloud
    Платформа с учебными материалами, ассетами из фильмов и возможностью поддержки разработки.

  3. Blender Studio
    Онлайн-курсы и студия для совместной работы над проектами.

Продукты и технологии

  • Blender
    Бесплатный редактор с инструментами для моделирования, скульптинга, анимации, симуляции и рендеринга (Cycles, EEVEE).

  • BlenderKit
    Библиотека готовых 3D-моделей и материалов.

  • Open Data Initiative
    Открытые наборы данных для обучения нейросетей и исследований.

Достижения

  • Рост аудитории:
    Более 14 млн активных пользователей (2023).

  • Индустриальное признание:
    Blender используют в кино («Человек-паук: Нет пути домой» для превизуализации), играх (Ubisoft, Rocksteady), и архитектуре.

  • Награды:
    Премия ACM SIGGRAPH (2019) за вклад в компьютерную графику.

Интересные факты

  • Название «Blender» появилось случайно — его предложил коллега Росендала, вдохновившись альбомом группы Yello.

  • Краудфандинг 2002 года поддержали 3,5 тыс. человек за 7 недель.

  • Ежегодная Blender Conference в Амстердаме собирает тысячи участников с 1999 года.

Планы на будущее

  • Blender 4.0 (2023–2024):
    Улучшение симуляции жидкостей, интеграция AI для автоматизации задач, поддержка Vulkan.

  • Blender 5.0 (2025):
    Фокус на VR/AR и collaborative-работе в реальном времени.

  • Проект «Юпитер»:
    Создание открытого движка для киноиндустрии на базе Blender.

Blender Foundation доказала, что открытое ПО может конкурировать с коммерческими аналогами (Maya, 3ds Max). Её философия «свободы творчества для всех» продолжает вдохновлять поколения художников. С планами по интеграции AI и расширению в киноиндустрию, Blender остаётся символом демократизации цифрового искусства.

«Мы не просто делаем софт — мы меняем мир», — Тон Росендал.

Blender 4.3.2

Программы Для 3D Моделирования
Free

Blender: Мощный 3D-редактор с открытым исходным кодом. Это бесплатный профессиональный инструмент, предназначенный для моделирования, анимации, рендеринга, создания визуальных эффектов (VFX), видеомонтажа и даже разработки игр. Он подходит как для новичков, так и для студий уровня Hollywood, заменяя дорогие коммерческие аналоги (Maya, 3ds Max).

Скачать / Подробней