Blender Foundation: Двигатель открытого творчества
Blender Foundation — некоммерческая организация, стоящая за разработкой Blender, популярного открытого 3D-редактора. С 2002 года фонд продвигает свободный доступ к инструментам для создания 3D-графики, анимации и визуальных эффектов, объединяя сообщество художников, разработчиков и энтузиастов.
История: От кризиса к революции
1998–2002: Зарождение Blender
Программа Blender была создана в 1998 году голландским разработчиком Тоном Росендалом (Ton Roosendaal) как внутренний инструмент его студии NeoGeo. В 2001 году компания обанкротилась, но Росендал не сдался. В 2002 году он запустил краудфандинговую кампанию «Free Blender», собрал €100 тыс. и выкупил исходный код, сделав Blender открытым под лицензией GPL. Это стало поворотным моментом в истории цифрового творчества.
Команда: Сообщество как основа
-
Blender Institute
Штаб-квартира фонда расположена в Амстердаме. Здесь работает небольшая команда разработчиков, менеджеров и художников. Ключевые фигуры:-
Тон Росендал — основатель и идейный вдохновитель.
-
Пабло Васкес (Pablo Vazquez) — ведущий разработчик интерфейса.
-
Франческо Сидоли (Francesco Siddi) — CEO фонда с 2021 года.
-
-
Глобальное сообщество
Разработка Blender поддерживается тысячами волонтёров, компаний (например, Epic Games, NVIDIA, AMD) и грантами (в 2020 году фонд получил €1.2 млн от Epic Games).
Ключевые проекты
-
Открытые фильмы
Каждый проект служит тестом для новых функций Blender:-
Elephant’s Dream (2006) — первый фильм, созданный полностью в Blender.
-
Big Buck Bunny (2008) — тест на рендеринг меха и природы.
-
Sintel (2010) — эксперименты с драматичной анимацией.
-
Spring (2019) — использование технологий реального времени (EEVEE).
-
Charge (2024) — грядущий проект с упором на AI-инструменты.
-
-
Blender Cloud
Платформа с учебными материалами, ассетами из фильмов и возможностью поддержки разработки. -
Blender Studio
Онлайн-курсы и студия для совместной работы над проектами.
Продукты и технологии
-
Blender
Бесплатный редактор с инструментами для моделирования, скульптинга, анимации, симуляции и рендеринга (Cycles, EEVEE). -
BlenderKit
Библиотека готовых 3D-моделей и материалов. -
Open Data Initiative
Открытые наборы данных для обучения нейросетей и исследований.
Достижения
-
Рост аудитории:
Более 14 млн активных пользователей (2023). -
Индустриальное признание:
Blender используют в кино («Человек-паук: Нет пути домой» для превизуализации), играх (Ubisoft, Rocksteady), и архитектуре. -
Награды:
Премия ACM SIGGRAPH (2019) за вклад в компьютерную графику.
Интересные факты
-
Название «Blender» появилось случайно — его предложил коллега Росендала, вдохновившись альбомом группы Yello.
-
Краудфандинг 2002 года поддержали 3,5 тыс. человек за 7 недель.
-
Ежегодная Blender Conference в Амстердаме собирает тысячи участников с 1999 года.
Планы на будущее
-
Blender 4.0 (2023–2024):
Улучшение симуляции жидкостей, интеграция AI для автоматизации задач, поддержка Vulkan. -
Blender 5.0 (2025):
Фокус на VR/AR и collaborative-работе в реальном времени. -
Проект «Юпитер»:
Создание открытого движка для киноиндустрии на базе Blender.
Blender Foundation доказала, что открытое ПО может конкурировать с коммерческими аналогами (Maya, 3ds Max). Её философия «свободы творчества для всех» продолжает вдохновлять поколения художников. С планами по интеграции AI и расширению в киноиндустрию, Blender остаётся символом демократизации цифрового искусства.
«Мы не просто делаем софт — мы меняем мир», — Тон Росендал.